Шахматы
Играть в Шахматы
Прямая ссылка:
http://www.treegame.ru/?apps=chess
- Общие сведения.
- Начало игры.
- Правила игры. Управление.
- Определение победителя.
1. Общие сведения.
Шахматы — настольная логическая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Одна из древнейших игр на Земле,
сохранившихся до нашего времени; долгое время считалась игрой королей и аристократов. Играется двумя игроками по определённым правилам.
Ежегодно в мире проводятся тысячи различных соревнований по шахматам. Широко распространено мнение,
что шахматы способствуют развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления.
2. Начало игры.
Начать игру Вы можете, присоединившись к уже имеющейся незаполненной заявке, либо создав собственную партию.
Чтобы присоединиться к незаполненной открытой партии:
- выберите в Холле игры устраивающую Вас заявку;
- обратите внимание на рейтинг создателя заявки, длительность хода, необходимость ставки, наличие пароля, проведение партии в рамках какого-либо турнира;
- кликните на любое незанятое место в списке участников.
Партия начнется сразу после Вашего присоединения к заявке.
Чтобы создать заявку в Холле игры:
- установите необходимую длительность хода;
- для создания приватной партии задайте пароль и сообщите его сопернику;
- для игры на монеты определите ставку;
- если пранируется турнирная партия, выберите турнир, в рамках которого будет проходить игра;
- нажмите кнопку «Создать».
Ваша заявка появится в списке открытых игр. Игра начнется сразу же после присоединения к заявке соперника.
3. Правила игры. Управление.
Доска и начальная позиция.
Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток.
Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх.
Каждая клетка имеет соответственное обозначение, например, c4. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так,
что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета, а поле а8 — белое.
Играют два игрока. Каждый имеет набор фигур, в который входят:
- 1 король
- 1 ферзь
- 2 слона
- 2 коня
- 2 ладьи
- 8 пешек
Один игрок играет белыми фигурами, другой — чёрными. Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные — в тёмный.
В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные).
Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2 и 7 занимают пешки.
Ходы.
Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня,
не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Нельзя делать ход на поле, занятое своей фигурой.
При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).
Фигуры ходят следующим образом:
- ферзь — на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали;
- ладья — на любое расстояние по вертикали или горизонтали;
- слон — на любое расстояние по диагонали;
- конь — в форме буквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали;
- король — на одну клетку в любую сторону;
- пешка — ходит со взятием и без взятия по-разному:
- без взятия пешка может сделать первый ход на 1 или 2 клетки вперёд (для белых вперёд значит в направлении возрастания номера строки, для чёрных — убывания),
а последующие ходы — только на 1 клетку вперёд;
- со взятием — на одну клетку левее или правее той, что впереди текущей позиции пешки (то есть на одну клетку вперед по диагонали);
- если пешка доходит до противоположной стороны доски (для белых — до 8-ой горизонтали, для чёрных — до 1-ой горизонтали), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета
(по его желанию), кроме короля (прохождение пешки);
Кроме того, есть два специальных хода:
- рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут одновременно сменить положение
(что, вообще, является ходом короля, и первым следует менять его положение на доске): король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье,
а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили.
Рокировка временно невозможна если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять,
атаковано одной из фигур партнера, если между королём и ладьёй, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.
- взятие на проходе — если пешка совершает свой первый ход на две клетки через поле, находящееся под боем пешки противника,
то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой
(то есть так, как будто та сходила не на два, а только на одно поле). Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки,
на следующих ходах оно уже не разрешено.
Дополнительные ограничения на возможные ходы:
- Поле называется находящимся под ударом противника или битым, если при своём ходе противник мог бы взять находящуюся там фигуру
(независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле).
- Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом.
- Запрещено делать ход, если после него свой король окажется под шахом. Если король уже находится под шахом, то запрещены любые ходы, кроме тех,
после которых шаха своему королю больше не будет. Устранить шах можно тремя способами: взять фигуру, под боем которой находится король (невозможно,
если шахуют две фигуры одновременно), закрыться от шаха фигурой (невозможно, если шахует конь, либо шахуют две фигуры одновременно),
отойти королём на не битое поле.
- Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, такая ситуация называется мат.
- Если король игрока не находится под шахом, но при этом невозможно сделать ни один ход, такая ситуация называется пат.
Управление.
Выберите фигуру, которой предполагаете сходить, кликнув по ней. На поле, занимаемом выбранной фигурой, появится белая метка.
Возможные варианты действий с выбранной фигурой обозначаются цветной меткой на поле:
- зеленая - клетка, доступная для перемещения;
- красная - клетка с фигурой противника, которую можно взять;
- синяя - клетка для специального хода (рокировка или взятие на проходе).
Для пешка, достигнувшей восьмой линии, на конечной клетке появляется изображение четырех фигур для превращения пешки. Выбор фигуры потребует подтверждения.
4. Определение победителя.
Игра может завершиться выигрышем одной из сторон или ничьей.
Выигрыш фиксируется в следующих случаях:
- На доске поставлен мат. Игрок, поставивший мат королю противника, выигрывает.
- Один из игроков сдался. Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент. Его противник объявляется победителем.
- Один из игроков просрочил время.
Ничья фиксируется в следующих случаях:
- Пат.
- Игроки согласились на ничью, то есть один из игроков при своём ходе предложил ничью, другой её принял.
- Троекратное повторение одной и той же позиции (не обязательно в течение трёх ходов подряд), причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур,
очерёдность хода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе для каждой стороны).
- Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой.
Играть в Шахматы прямо сейчас
В начало